БЕСКОНЕЧНЫЙ ЧЕТВЕРГ И ВОЙНА С ПОПРАВКАМИ. КАК «СЛУГИ НАРОДА» ПЕРЕПИСАЛИ РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ

БЕСКОНЕЧНЫЙ ЧЕТВЕРГ И ВОЙНА С ПОПРАВКАМИ. КАК «СЛУГИ НАРОДА» ПЕРЕПИСАЛИ РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ

Группа «слуг народа» решила переписать регламент Верховной Рады, пытаясь освободиться от «лишних» процедур и полностью нивелировать инициативы отдельных нардепов и оппозиции.

Loading...

Законопроект №2691 «О внесении изменений в регламент Верховной Рады Украины относительно усовершенствования законодательной процедуры» Давид Арахамия и семь его коллег внесли в Раду еще до Нового года, но голосовать за этот законопроект парламент будет на этой пленарной неделе — последней в рамках текущей сессии.

Президенту и Кабмину — почет

Во-первых, под предлогом оптимизации и повышения эффективности процедур обсуждения и голосования законопроектов в «Слуге народа» решили полностью изменить процедуру рассмотрения законопроектов, вносимых как неотложные президентом или признанные таковыми самим парламентом.

Сейчас такой проект, например, президентский законопроект, после завершения рассмотрения в профильном комитете или доработки включается в повестку дня ближайшего пленарного заседания, и его рассматривают вне очереди, чего Арахамии и его коллегам оказалось недостаточно.

Loading...

Согласно новому проекту Регламента неотложные законопроекты — будь они хоть от президента, хоть от Кабмина, а могут быть и документами, созданными в самой Раде, — рассмотрят не просто на первом же возможном заседании, но и по сокращенной процедуре — ранее для этого было нужно отдельное решение парламента. Теперь же все будет наоборот, для рассмотрения таких законопроектов по полной процедуре нужно большинство голосов, то есть 226. В повестке дня «архиважные» законопроекты от президента вообще будут появляться без решения депутатов — ранее за включение в повестку тоже голосовали отдельно.

Голосовать безлимитно, но — в четверг

В своем проекте Регламента Арахамия и товарищи по партии решили законодательно ограничить голосования одним днем. Им станет четверг. В другие дни парламент будет посвящать исключительно обсуждению предлагаемых документов.

Интересно, что инициатива установить «голосовальный день» не нова, ведь практически во всех созывах явка депутатов в понедельник, среду и пятницу была очень низкой, и никакие кнуты и пряники при этом не помогали. Поэтому, такое нововведение только зафиксирует существующее положение вещей.

Однако невозможность голосовать в любые дни, кроме четверга, может стать серьезной проблемой. Если в день голосования нужное количество мандатов собрать не удастся, запасного варианта в виде перенесения голосования на пятницу у нардепов уже не будет. Видимо, в связи с этим «слуги народа» разрешили продлевать заседание в любой удобный для себя момент. Сейчас решение продлить работу парламента можно принимать только на утреннем заседании.

Кроме того, в Верховной Раде планируют ликвидировать практику традиционных выступлений по пятницам всех желающих нардепов в пункте повестки «Разное». По новому Регламенту для подобных «свободных выступлений» нужно решение аж 300 депутатов, то есть конституционного большинства. Таким образом, у оппозиции и отдельных нардепов становится еще меньше возможностей донести до избирателей свою позицию с парламентской трибуны.

Еще одним нововведением должен стать запрет для одного депутата вносить проекты постановления об отмене какого-либо решения Рады и о принятии в целом неотложного законопроекта. «Слуги» хотят дать такое право только группе из минимум 45 депутатов, а также Кабмину и президенту.

Последнее предложение вполне может не соответствовать статьям 22 и 93 Конституции Украины, в которых закреплено право законодательной инициативы, что в итоги способно поставить под сомнение все решения будущего парламента.

Валу правок конец

Особенное значение имеют еще две новеллы в Регламенте, предложенные «слугами».
Во-первых, запрещается внесение разными депутатами идентичных предложений и поправок к законопроекту — они в любом случае будут считаться как одна поправка. Сейчас количество поправок не ограничено, именно с помощью этого ранее оппозиционные депутаты пытались усложнить прохождение законопроектов, выгодных власти. Например, в свежий «земельный» законопроект слуг подали более 4 тыс. правок, которые можно рассматривать неделями при существующем механизме. Теперь же огромное число поправок можно будет отсевать еще на стадии регистрации.

Во-вторых, если профильный комитет отклонил поправку, даже не похожую ни на одну из других, ее будут выносить на голосование в зал только в случае поддержки такого шага третью состава Рады, то есть 150 нардепами. Сейчас же отдельного решения зала не нужно — каждую поправку рассматривают, если на этом настаивает ее автор. По сути «слуги народа» таким образом создают механизм полного лишения оппозиции права на внесение поправок, ведь в комитете всегда смогут заменить любую поправку от оппозиции собственной аналогичного содержания. Опять-таки запрет на внесение поправок может не соответствовать Конституции.

Кроме того, таким образом «слуги» усиливают роль комитетов, которые полностью подконтрольны власти и теперь монопольно получат право решать, какие и чьи поправки вынесут на голосование.

Существующее положение, как считают некоторые нардепы из оппозиции, помогало донести свою позицию парламентариям, правки которых отклонил комитет, и помочь сориентироваться их коллегам из других комитетов и фракций. «Граждане, представители бизнеса, все, кто следит за трансляцией Рады (а таких людей много) имеют право слышать, что предлагают избранные ими представители в парламенте. Слышать, анализировать, делать выводы», — заявила нардеп от «ЕС» Нина Южанина на своей странице в «Фейсбуке».

По сути, последние две новеллы полностью нивелируют роль меньшинства, и до этого небольшую, и фактически ликвидируют внутрипарламентскую демократию. Конечно, можно сказать, мол, нововведение убирает популярный в Раде вид саботажа законопроектов — «завалить поправками», которым пользовались оппоненты власти, но не нужно забывать, что в большинстве случаев у оппозиции все равно не было шансов не дать принять предложенный властью законопроект. Теперь же парламентская оппозиция и отдельные депутаты теряют и без того скромные возможности влиять на работу парламента в условиях пропрезидентского монобольшинства. Да и в целом существует большой риск, что украинский парламентаризм сведется при новом регламенте к исключительно нотариальным функциям оформления документов из Офиса президента и Кабмина.

После принятия изменений в Регламент единственное, что останется депутатам не из большинства, — блокирование трибуны да возмущенные пикеты в кулуарах. Ну а возможности президента контролировать только вырастут, что станет еще одним шагом Зеленского для концентрации власти в своих руках.

Related posts